С целью определения качества и эффективности образовательной деятельности МКДОУ «Аверьяновский детский сад» в 2019 учебном году, на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.13г № 462 « Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организации», в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.13 г №1324 « Об утверждении образовательной деятельности организации, подлежащей самообследованию», а также для определения дальнейших перспектив развития ДОУ проведена процедура самообследования. Самообследование включает в себя аналитическую часть и результаты анализа деятельности ДОУ за 2019-2020 учебный год. I. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 1.Общие сведения о ДОУ Тип учреждения: дошкольное образовательное учреждение. Вид учреждения: детский сад. Статус: государственное учреждение. Лицензия на образовательную деятельность: Лицензия 05Л01 от31.07.2014г. Регистрационный № 0002158 Адрес: 368814 Республика Дагестан, Кизлярский район с. Аверьяновка ул.Чайковского46 Телефон: 8922243509 Адрес электронной почты: m.ulanovskaua82@mail.ru Режим работы: пятидневный, 10.30-ти часовой с 7.30 до 18.00. выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни. Учредитель – администрация МР «Кизлярский район» Здание МКДОУ «Аверьяновский детский сад» построено в 01.12.2011г. по типовому проекту и рассчитано на 4 возрастные группы на 102 места. МКДОУ занимает 2-х этажное кирпичное здание общей площадью 841.1 кв.м. Здание благоустроенное. Групповые помещения состоят из спален, игровых комнат, буфетных, раздевалок и туалетных комнат. В Учреждение принимаются дети в возрасте от 3 до 7 лет. Комплектование групп ведется по одновозрастному принципу. В группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в соответствии санитарными нормами, условиями образовательного процесса, предельной наполняемости. 2. Оценка образовательной деятельности Образовательная деятельность в ДОУ организована в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с ФГОС дошкольного образования, СанПиНа 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», Основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Аверьяновский детский сад», и направлена на формирование общей культуры воспитанников, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. В 2019-2020 году в ДОУ функционировало 4 группы - 102 ребенка - 2я младшая группа (от 3 лет до 4) - 25 человек, - средняя группа (от 4 до 5 лет) - 26человек; - старшая группа (от5 до 6 лет) -26 человек - подготовительная группа (от6 до 7лет) -25человек. Основными документами в работе педагогического коллектива является Основная Образовательная Программа МКДОУ «Аверьяновский детский сад» разработанная на основании образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой. 2. Реализация дополнительных образовательных программ дошкольного образования следующей направленности: - Региональная образовательная программа дошкольного образования Республики Дагестан под редакцией М.И. Шурпаевой, М.М. Байрамбекова., «Будь природе другом» Под редакцией Мансурова Т.М., «Ознакомление детей дошкольного возраста с народным искусством Дагестана» М.М.Байрамбеков. - Парциальным- «Математические ступени», «От звука к букве», «От А до Я» под редакцией Е.В.Колесниковой , «Юный Эколог» С.Н. Николаева, «Цветные ладошки» под редакцией Лыковой И.А. и «Мы живем в России» под редакцией Н.Г.Зеленовой. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с ООП ДОУ, годовым планированием, непосредственно образовательной деятельности с учетом возраста детей. Вывод: ДОУ зарегистрировано и функционирует в соответствии с нормативными документами в сфере образования Российской Федерации. Муниципальное задание по наполняемости учреждения детьми выполнено полностью. 3. Кадровое обеспечение МКДОУ «Аверьяновский детский сад» педагогическими и обслуживающим персоналом укомплектовано в соответствии со штатным расписанием полностью. Общее количество сотрудников ДОУ – 18человек, из них: - руководящий состав – 1 человек (заведующий); - педагогический состав – 6 человек, из них: -воспитатели -4чел. - музыкальный руководитель-1( совмещение физ.инструктор). -педагог психолог -1чел. 4. Уровень образования педагогического состава. - по образованию: высшее – 2чел.; среднее специальное – 4 чел. - по квалификации: первая категория – 0 чел.; соответствие занимаемой должности – 0чел.; без категории – 6 чел.; - по стажу работы: от 0 до 3 лет – 2 чел.; от 10 и более –4 чел. Не смотря на то, что у педагогов не большой стаж работы, они целенаправленно организуют образовательный процесс, проявляют творчество и педагогическое мастерство в проведении НОД, совместной деятельности. Педагоги самостоятельно планируют и отбирают методический материал, способны анализировать методическую литературу с точки зрения ее целесообразности для конкретной группы, владеют способами организации педагогического процесса на основе индивидуализации и интеграции. Вывод: Анализ педагогического состава ДОУ позволяет сделать выводы о том, что педагогический коллектив имеет достаточный уровень педагогической культуры, стабильный, работоспособный. Достаточный профессиональный уровень педагогов позволяет решать задачи воспитания и развития каждого ребенка. 5. Система управления ДОУ Управление ДОУ осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации: Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ , «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования», нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования и науки Республики Дагестан. В ДОУ разработан пакет документов, регламентирующих его деятельность: Устав ДОУ, локальные акты, договоры с родителями, педагогическими работниками, обслуживающим персоналом, должностные инструкции. Имеющаяся структура системы управления соответствует Уставу ДОУ и функциональным задачам ДОУ. Управление дошкольным учреждением осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления и единоначалия. Органа управления детского сада: Учредитель; Заведующий; Общее собрание трудового коллектива; Общее родительское собрание; Педагогический совет; Родительский комитет. Деятельность коллегиальных органов управления осуществляется в соответствии с Положениями: Положение о Собрании трудового коллектива, Положение о Совете педагогов ДОУ. Представительным органом работников является действующая в ДОУ первичная профсоюзная организация (ППО). Непосредственное управление МКДОУ «Аверьяновский детский сад» осуществляет заведующий. Заведующий назначается Учредителем. Заведующий-Улановская Мария Александровна. В ДОУ используются различные формы контроля (оперативный, тематический, итоговый) результаты которого обсуждаются на совещаниях при заведующей и педагогических советах с целью дальнейшего совершенствования работы. Система управления в ДОУ обеспечивает оптимальное сочетание традиционных и современных тенденций: программирование деятельности ДОУ в режиме развития, обеспечение инновационного процесса в ДОУ, комплексное сопровождение развития участников образовательной деятельности, что позволяет эффективно организовать образовательное пространство ДОУ. Вывод: Структура и механизм управления ДОУ определяют стабильное функционирование. Демократизация системы управления способствует развитию инициативы участников образовательного процесса (педагогов, родителей (законных представителей), детей) и сотрудников ДОУ. 6. Общие сведения об образовательном процессе Перед педагогическим коллективом были поставлены на 2019-2020 учебный год следующие задачи: Основные цели: - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; -обеспечение познавательного, речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; - воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; - взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития ребенка; -оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Основные задачи ДОУ НА 2019-2020 год: 1. Продолжать работу по укреплению физического здоровья детей через создание условий для систематического оздоровления организма детей через систему физкультурно- оздоровительной работы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.. 2. Совершенствование работы с дошкольниками по развитию творческих, коммуникативных и речевых способностей через театрализацию 3. Формирование положительного отношения к труду через воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результаты. Формы работы: Традиционные: тематические педсоветы; семинары-практикумы; дни открытых дверей; работа педагогов над темами самообразования; открытые мероприятия и их анализ; участие в конкурсах; организация консультативной подготовки педагогов. Инновационные: «Методическое портфолио педагогов»; мастер-классы; проектная деятельность; творческие конкурсы. Высшей формой методической работы является Педагогический Совет. В ДОУ проводятся Педагогические Советы, которые включают теоретический материал (доклады, сообщения), аналитический материал (анализ состояния работы по направлениям, итоги мониторинга), тренинги для педагогов (выработка методических рекомендаций). В 2019-2020 году были проведены Педагогические Советы: - №1- Установочный «Анализ работы за летний- оздоровительный период», «Основные направления развития ДОУ на 2019-2020 учебный год. Организация деятельности педагогического коллектива в 2019-2020 учебном году», на котором были утверждены годовой план работы на 2019-2020 учебный год, рабочие программы педагогов, планы работы с социальными структурами, сотрудничающие с ДОУ, расписание НОД. - №2-«Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС». - №3-«Театрализованная деятельность в детском саду с учетом ФГОС ДО». - №4-«Итоги воспитательно –образовательной работы за 2019-2020год.» Для повышения педагогического мастерства педагогов проведены: - консультации: * «Влияние художественной литературы, фольклера на трудовое воспитание детей второй младшей группы», *«Требование к организации и содержанию театрализованной деятельности детей младшего и старшего возраста». Эта форма работы позволила воспитателям увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательной деятельности в целом, досуговой деятельности в группе, что позволяет им включаться в процесс управления качеством образования. Открытые занятия: 1. « Вгостях у сказки»- Алиева З..Н. 2. « Путешествие в страну Сфетофорию» старшая группа Гусейнова Г.К. 3. « Поможем Машеньке» средняя группа Шахова С.А. Открытый просмотр по организации опытнической, экспериментальной деятельности. Подготовительная группа Скрипаль Л.А. - взаимопосещения педагогов: «Эффективность использования информационных стендов для родителей», ««Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов», «Использование подвижных игр в разных видах деятельности», «Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста», «Организация мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы». Для выявления проблем, в работе воспитателе, и своевременной коррекции воспитательно-образовательной работы в ДОУ использовались разные виды контроля. Работа специалистов: В МКДОУ работают специалисты – музыкальный руководитель, и педагог- психолог. Работа специалистов проводится на основе составляемых планов на год. Ими осуществляется совместная работа по преодолению психических процессов ребенка, развитие памяти, внимания, мышления, проводится коррекционная работа с агрессивными, тревожными детьми. Специалистами проводится активная работа с родителями в виде консультаций, бесед, собраний. В соответствии с поставленными задачами психолог МКДОУ выполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста сконцентрировано на интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр. Психолог создает благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также оказывает своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям. ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ оформление родительских уголков; санитарное состояние групп; охрана жизни и здоровья; развивающая среда групп; своевременность оплаты за детский сад; ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ *содержание и качество комплексно-тематического и календарного планирования. *состояние работы по предупреждению ДТТ. *мониторинг профессиональной компетентности педагогов. ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ *состояние работы по трудовому воспитанию детей (старшей подготовительной группы) *организация театрализованной деятельности в детском саду, как одно из направлений формирования творческих и речевых способностей дошкольников (младшей средней группе). Для каждого вида контроля заведующей собиралась и анализировалась разнообразная информация, по результатам контроля составлялась справка, вырабатывались рекомендации, определялись пути исправления недостатков; исполнение рекомендаций проверялось. Укрепление сотрудничества детского сада и школы, как одного из условий обеспечения преемственности дошкольного и начального обучения. Для реализации этой задачи, согласно годовому плану, была проведена следующая работа: *Участие учителей начальных классов в родительских собраниях ДОУ; *Экскурсии по школе. Коллектив МКДОУ «Аверьяновский детский сад»» в течение года принимал активное участие в мероприятиях и конкурсах муниципального уровня: 1.Участие в конкурсе «Лучший детский сад», призовое 2 место; 2.Участие в районном фестивале по ГТО МР Кизлярского района. В течении 2019-2020 учебного года были проведены следующие мероприятия: *Праздники – «День знаний» - (сентябрь) *Праздники - «Осень в гости к нам пришла!» (октябрь) *Досуг ко «Дню Матери»(ноябрь) *Новогодние утренники –( декабрь) *Праздник – спортивный праздник «День защитника отечества» -(февраль). * Праздник – «8марта» - (март) Кроме того были организованны выставки подделки , рисунки: «Волшебница осень»- выставка семейных работ из природного материала. Смотр – конкурс «Уголки краеведения в группе» Смотр- конкурс на лучшее оформление групп к новому году. «Хорошо у нас в саду» - фотовыставка из жизни детского сада. «Огород на подоконнике»- смотр – конкурс уголков природы. «Встречаем птиц»- изготовление скворечников. «Смотр- конкурс на лучший уголок по театрализованной деятельности» «Выставка рисунков «Как хорошо на свете без войны» дистанционно( фото). Вывод: Образовательный процесс в ДОУ осуществляется в соответствии с ОП ДОУ, годовым планированием непосредственно образовательной деятельности. Целесообразное использование передовых педагогических технологий (здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные) позволило повысить на более высокий уровень. 7. Условия осуществления образовательного процесса. Предметно –развивающая среда в МКДОУ «Аверьяновский детский сад» обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей .Вся структура предметноразвивающего пространства помогает устанавливать необходимый баланс между занятиями, самостоятельной игрой и творческими видами деятельности. Материальная база МКДОУ постоянно обновляется и совершенствуется. В МКДОУ имеется прачечная и пищеблок. Для медицинского обслуживания оборудован медицинский блок . В настоящее время в детском саду имеется достаточное количество мебели, необходимого электрооборудования, мягкого инвентаря и посуды. Материально- техническое оснащение детского сада соответствует исходным требования носит развивающий характер, создает условия для творческой деятельности каждого ребенка. В ДОУ функционирует 4 группы. В группах есть свое спальное, игровое, раздевальное, умывальное и туалетное помещение. Все помещения оснащены специальным техническим, учебным и игровым оборудованием, разнообразными наглядными пособиями с учетом финансовых возможностей ДОУ. Особенностью предметно-развивающей среды ДОУ является ее многофункциональность: эффективное использование одних и тех же помещений для разных форм дошкольного образования. Кабинет заведующей: -индивидуальные консультации , беседы с педагогическим , медицинским , обслуживающим персоналом и родителями. Методический кабинет: -библиотека для педагогов , консультации , семинары, пед.советы. Кабинет психолога -коррекционные занятия с детьми и взрослыми. Музыкальный - физкультурный зал (совмещенный) используется для утренней гимнастики, театрализованной деятельности, спортивной и досуговой и развитие музыкальных способностей детей, посещающими ДОУ. Групповые помещения: - воспитательно-образовательная работа с детьми; Групповые центры для решения развивающих задач: - игр и игрушек; - юного эколога; - детского творчества (театральный, музыкальный, изодеятельности); - опытно-экспериментальной деятельности. Коридоры ДОУ: - галерея детского творчества, информация для родителей; - эстетическое, познавательное, нравственное, патриотическое воспитание детей, педагогов и родителей; "Зеленая зона" участка: - прогулки, игровая деятельность, физкультура, досуги, праздники, самостоятельная двигательная активность; - развитие познавательной, трудовой деятельности, экологического сознания, двигательных умений и навыков. 8.Комплексное обеспечение безопасности в МКДОУ 1.С целью обеспечения противопожарной и антитерраристической безопасности в здании детского сада имеются: -система оповещения людей о пожаре -установлена система видеонаблюдения. -пропускной режим. 2.Безопасность воспитанников во время образовательного процесса. Для обеспечения безопасности воспитанников в детском саду осуществляет проводятся инструктажи педагогических работников по охране жизни и здоровью детей; -учебные тренировки по эвакуации воспитанников и персонала; - беседы и занятия с воспитанниками, посвященные основам пожарной безопасности антирорристической безопасности и правилам поведения на дороге. -реализуется план работы по профилактики. следующие мероприятия: Оборудование используется рационально, ведётся учёт материальных ценностей, приказом по ДОУ назначены ответственные лица за сохранность имущества. Вопросы по материально-техническому обеспечению рассматриваются на рабочих совещаниях. Технические и аппаратные средства: *1 персональный компьютер-для управленческой деятельности, 1 для работы с сайтом методической и педагогической деятельности; *1 принтер; *Телевизор. *1 ноутбук *1 цветной принтер Сетевые и коммуникационные устройства: -2 компьютера имеют выход в интернет, возможно использование электронной почты Программные средства: 1.Операционные системы: - на 2 компьютерах установлена операционная система «Windows 2010»; Имеющееся в ДОУ информационное обеспечение образовательного процесса позволяет в электронной форме: 1) управлять образовательным процессом: оформлять документы (приказы, отчёты и т.д.), при этом используются офисные программы (MicrosoftWord, Excel, PowerPoint), осуществлять электронный документооборот, сопровождать переписки с внешними организациями, физическими лицами, хранить в базе данных различную информацию; 2) вести учёт труда и заработной платы, формировать и передавать электронные отчеты во все контролирующие органы. 3) создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации; 4) использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы: 5) осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, у ДОУ имеется электронный адрес и официальный сайт. Площадь на одного воспитанника соответствует лицензионному нормативу. Здание, территория ДОУ соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям пожарной и электробезопасности, нормам охраны труда. Проведена аттестация рабочих мест. В ДОУ созданы условия для питания воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи, для организации качественного питания в соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В течение учебного года были проведены следующие работы: постоянно проводится сезонное озеленение прогулочных участков; постоянно пополняется и обновляется развивающая среда всех возрастных групп путем приобретения и изготовления методических атрибутов и материалов, как для игровой, так и образовательной деятельности; в течении учебного года приобреталась методическая литература и методические пособия соответствующие ФГОС 9. Медицинское обслуживание Медицинское обслуживание в ДОУ, осуществляет районная поликлиника в г. Кизляре и фельдшерский медицинский пункт с. Аверьяновка. Дети посещающие ДОУ, имеют медицинскую карту, прививочный сертификат. ДОУ предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинского работника, осуществляет контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников ДОУ. Медицинский кабинет оснащён необходимым медицинским оборудованием. Медсестра наряду с администрацией ДОУ несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима, за качеством питания. Мед.сестра проводит профилактические меры по снижению заболеваемости у детей. Показатели заболеваемости детей МКДОУ «Аверьяновский детский сад» Группы Авгу Сент Октя Ноябр Декабрь Январ Февра Март ст ябрь брь ь ь ль 3 12 15 17 11 15 20 14 2-ая младшая группа 5 Средняя группа 2 Старшая группа Подготовите 2 льная группа 3 11 6 9 8 7 7 6 8 4 9 8 5 17 15 9 10 7 7 6 8 Индивидуальные особенности контингента детей на 2019-2020 уч.г. Группа здоровья 1 2 3 Количество детей 20 60 22 % от общего количества детей 13% 82% 7% Вывод: Медицинское обслуживание в ДОУ направлено на выполнение СанПиНа 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и направлено на укрепление здоровья воспитанников и профилактику различных заболеваний. , СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 10. Организация питания Организация питания в ДОУ соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В ДОУ организовано 4-х разовое питание: завтрак, 2-ой завтрак, обед, полдник. ДОУ работает по десятидневному меню, утверждённым заведующей ДОУ. Питание организовано в соответствии с примерным десятидневным меню, составленным с учетом рекомендуемых среднесуточных норм для двух возрастных категорий: для детей от 3 до 7 лет. На основании ежедневного меню составляется меню-требование установленного образца с указанием выхода блюд для детей. Выдача готовой пищи осуществляется только после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией в составе повара, представителя педагогического коллектива, завхоза. Медсестра и повар контролируют нормы, калорийность пищи, энергетическую ценность блюд, сбалансированность питания и пр. Пищеблок оснащен необходимым техническим оборудованием: холодильники для продуктов и для суточных проб,электроплита, жарочный шкаф, мясорубка, морозильная камера. В группах соблюдается питьевой режим. Вывод: Питание детей в ДОУ организовано в соответствии с десятидневным меню, согласованному с заведующей ДОУ. направлено на сохранение и укрепление здоровья воспитанников и на выполнение СанПиНа 2.4.1.3049-13 11. Финансирование и хозяйственная деятельность ДОУ Бюджетное финансирование ДОУ Источником финансирования являются: бюджетные средства согласно субсидии на выполнение государственного задания. Расходование средств ДОУ осуществляется согласно утвержденной смете и включает в себя следующие статьи затрат: зарплата и начисления на зарплату, коммунальное обслуживание, расходы на содержание имущества, расходы на прочие нужды, приобретение основных средств, приобретение продуктов питания, приобретение материальных запасов. Внебюджетная деятельность включает в себя родительскую плату за посещение детского сада. 7. Заключение. Перспективы и планы развития. По итогам за учебный год, педагогический коллектив справился со следующими поставленными задачами: 1. Речевое развитие дошкольников. 2.Личностно-ориентированная модель дошкольного образования. Индивидуализация процесса развития ,обучения, воспитания ребенка. 3.Обеспечение психолого-педагогического сопровождения дошкольников(педагоги ДОУ/родители воспитанников) как фактор успешной социализации. В целях эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми коллектив наметил следующие задачи на новый учебный год: - активизировать деятельность коллектива по здоровьесбережению детей; - развивать свободную творческую личность ребенка, которая определяется исследовательской деятельностью через проектные методы в МКДОУ. Концепция развития учреждения направлена на обеспечение: - выполнение программы развития МКДОУ; - продолжение работы по решению основной задачи охраны жизни и здоровья детей; - возможности самореализации, проявления творчества в работе, достойные условия работы и возможности профессионального роста; - участие педагогического коллектива в проектах разного уровня. Анализируя работу коллектива по организации образовательного процесса в ДОУ, можно выделить основные показатели результативности: - психологический климат в ОУ; - комфортность в ОУ для педагогов, детей; - отношение родителей к детскому саду; - психологическая защищенность детей.